ассоциацияинструкторов"АКБУЛАК"

Советы эксперта: выбираем ботинки и лыжи

24 декабря 2015

Ну, во-первых, выбор лыж всегда надо начинать с ботинок. Ботинки – это основной момент, лыжи крепления, палки, очки – это позже. Скажу банальную вещь, но ботинок должен быть комфортным, удобным, правильным. В идеале надо четко знать свой размер и обязательно мерить башмак. 

Особое внимание при выборе ботинка нужно обратить на его жесткость, потому что зачастую, люди делают элементарные ошибки: чайники приходят в магазин и покупают где-то со скидкой жесткие ботинки. Они могут стоить на распродаже очень не много, а незнающие люди смотрят только на ценник, а на остальные качества не смотрят, берут ботинок с очень большой жесткостью, а потом не могут кататься. И вот тут надо правильно подобрать башмак в зависимости от уровня катания человека.

Ботинок – это такая пластиковая тяжелая конструкция, и он имеет жесткость. Жесткости добиваются за счет качества пластика, за счет определенных вставок, и это не просто какие-то абстрактные цифры. Ботинок с меньшим показателем жесткости будет натурально мягче просто даже на ощупь. 

Для начинающего 40-50 единиц жесткости вполне достаточно.  Для хорошо катающихся идут ботинки с жесткостью 130-150 единиц. 

Мягкий ботинок прекрасно обувается на морозе, и это тоже важный момент. В магазине можно и жесткий башмак надеть и почувствовать себя комфортно, а потом приезжаешь на трассу, и он вообще не надевается. А все потому, что пластик стал на холоде дубовым. Купил человек себе, значит, ботинки с большой скидкой, а потом ни надеть, ни снять их не может и удивляется – а чего это? Мало того, ботинок вообще не прогибается вперед, потому что он жесткий, и в этом ботинке надо на трассе пахать и работать. 

Естественно, что у новичка ничего не получается, и тогда человек убирает лыжи, либо вообще навсегда, и рассказывает всем, как ему не понравилось, либо приходит и ищет другие ботинки. То есть можно сказать, что чем выше уровень катания, тем жестче башмак. Опытные горнолыжники с помощью жестких ботинок добиваются более точного ведения. 

Если уж сравнивать, то это как спортивный автомобиль – у него жесткая подвеска, острый руль. Чайник если сядет, с непривычки рулем крутанет – и всё. Так же и жесткие ботинки: они мгновенно подхватывают движения, дают четкую управляемость, а мягкие дают большую свободу и позволяют некоторую вальяжность. К тому же они и внутри более комфортные, в них можно долго кататься, они не обжимают ногу так плотно. Спортивный башмак рассчитан на то, чтобы человек стартанул, преодолел трассу, выдал результат и снял их, он в них не катается. А в мягком, человек катается весь день, сидит в кафе, ему комфортно, тепло и хорошо.

Лыжи тоже следует подбирать по уровню катания, потому что у лыж тоже есть жесткость, и спортивные лыжи ведут себя опять-таки по-другому. И приходя в магазин, если мы считаем, что это будет новичок, то он не должен брать какие-то модели для спорта, соревнований и прочего. 

Средняя ростовка для начинающего горнолыжника – это сантиметров на 15-20-ть ниже собственного роста. Это обычные лыжи для обычного катания на обычных трассах. Если углубляться, то для фрирайда подбираются одни ростовки, в спорте, для слалома другие, для скоростного спуска третьи. То есть у спортсменов для каждой дисциплины есть своя специальная пара лыж. 

К примеру, для специального слалома мужская ростовка где-то 1,65-ть, для слалома-гиганта ростовка должна быть уже минимум 1,88-мь. 

Для женщин ростовка лыж подбирается по тому же принципу, но сами лыжи должны быть мягче. Вообще многие не знают, но в женские модели лыж производители часто закладывают особые свойства. Например, центр тяжести женских лыж смещен чуть вперед. 

То есть у лыжи есть центр и на ботинке есть центр, и центр ботинка должен совпадать с центром лыжи. У женщин центр тяжести расположен, так скажем, сзади, и на женских моделях центр смещают на сантиметр-полтора. И за счет этого достигается лучшее управление.  

Об этом никто особо не задумывается, и я уверен, что большинство женщин понятия не имеют, на каких моделях они катаются, но если говорить о грамотном подборе - на это стоит обращать внимание. Потому что в женских моделях заложены особенности женского строения, так же как и в ботинках для женщин, у них, к примеру, более широкая голень. 

Теперь про жесткость лыж. По аналогии с ботинками, спортивная модель жестче обычной, и жестче она на скручивание. Можно руками ощутить – у лыж для начинающих верхняя часть гораздо мягче, а спортивная в этом месте, да и по всей длине гораздо жестче. За счет чего это достигается – за счет конструкции лыж. Спортивные лыжи имеют по две титаналовые пластины, то есть, как мы говорили и про ботинки, и про автомобиль – это жесткий спортивный снаряд, который не прощает ошибок. 

Когда встает на спортивные лыжи профессионал, он ими спокойно может управлять, когда на них встает новичок, он не может кататься, потому что просто не может с ними справиться. Поэтому для начинающих подбираем простые мягкие модели, которые дают максимум свободы и прощают все ошибки. 

Чтобы выбрать лыжи в магазине, не обязательно быть профессионалом. Это можно сделать просто по внешнему виду, сравнивая разные модели. Сейчас вошло в обиход карвинговое катание – это лыжи с четкой геометрией, с такой хорошо обозначенной талией в середине. Узкие лыжи – это лыжи для слалома-гиганта, геометрия у них несколько другая, она уже. Более широкие лыжи делают для фрирайда. То есть не стоит обращать внимания на узкие и широкие лыжи, надо придерживаться золотой середины. Ну и самый простой и верный способ: по дизайну спортивные лыжи не настолько красивые, как обычные модели для начинающих. Если вы новичок и видите в магазине стеллаж с самыми яркими моделями, скорее всего – они как раз для вас и предназначены. 

Ну и давайте пару слов про крепления, потому что не бывает такого, чтобы человек, новичок тем более, брал лыжи без креплений. Раньше всё было сложнее, а сейчас всё стало проще – каждая модель лыж сразу рекомендует крепления. Поэтому все лыжи, в основном, сейчас идут со своими же фирменными креплениями. На некоторых моделях есть уже подготовленные отверстия и другие крепления туда просто не встанут.  Раньше лыжи и крепления покупались отдельно, и мы долго и мучительно сверлили, учитывая все нюансы, отыскивая центр тяжести и так далее. 

Важный момент заключается в том, что само крепление надо настроить, чтобы при падении на горе лыжа вместе с ногой не открутилась. Крепление регулируется, во-первых, по размеру колодки ботинка, индивидуально. Ботинок в креплении должен стоять плотно, но есть такой нюанс, как усилие срабатывания. 

На носке и на пятке крепления есть специальная шкала и на ней надо правильно выставить значение. Оно зависит опять же от уровня катания и от веса лыжника. Если грубо говорить, то 6-ть – это примерно 60 килограммов. Если нет полной уверенности в хорошем уровне катания, лучше поставить меньше, чтобы сработало наверняка. Принцип такой – пусть лучше отстегнутся крепления, чем не отстегнутся, и человек сломает себе ногу. 

На носке и на пятке значения устанавливаются одинаковые. Раньше крепления были гораздо более опасные, на склонах присутствовал жуткий травматизм, теперь все гораздо проще и безопаснее. 

В принципе, я считаю, что знания этих основных моментов вполне достаточно, чтобы самостоятельно выбрать себе снаряжение, сделать первые шаги на горе, и после, не только не пожалеть о содеянном, но и остаться поклонником этого прекрасного вида спорта и отдыха на долгие годы.

Источник: gesh.info


Вернуться